Тревожат ли вас речевые проблемы ребенка? Учитель – логопед Рощина О.В.
Речевая коммуникация, если учесть все виды речи (говорение, слушание и письмо), является постоянным спутником человека. Нарушение речи влияет на личностные особенности человека; у ребенка, имеющего речевые проблемы, может возникнуть комплекс неполноценности. На отношение ребенка к своему дефекту огромную роль оказывают родители. То, как родители настраивают своего ребенка, какие установки дают, является основным формирующим компонентом отношения ребенка к своему речевому недостатку. Какие же бывают типы родительских установок? Попустительская: «Не обращай внимание, твой папа всю жизнь так говорит, и ничего страшного, деньги зарабатывает», «Многие дети говорят еще хуже, чем ты». Ребенок внушаем, и очень скоро, если нет насмешек со стороны ровесников и других детей, он придет к выводу, что его собственная речь нормальная. Другая установка: «Ты такой уже большой, а говоришь, словно тебе два года. Ты слышал, чтобы у нас в семье кто – нибудь так говорил? С такой речью с тобой не будут общаться дети и тебя не возьмут в школу. Неужели тебе так трудно произнести нормально слова, как все?» Комплекс неполноценности может усилиться у ребенка, если он слышит со стороны других детей постоянные насмешки. Тогда ребенок может замкнуться или может возникнуть у него заикание. В период обучения такой ребенок не уверен в себе, остро переживает все неудачи при обучении. Неуверенность в себе порой сочетается с болезненной чувствительностью. Ослабляет волю ребенка и стремление избавиться от проблемы. Неполноценность в речевом общении и связанная с этим неуспешность в обучении приводит к ряду характерологических изменений и снижению самооценки ребенка. При правильном подходе семьи к воспитанию ребенка, к решению проблем в речевом развитии, правильном педагогическом воздействии можно избежать подобных проблем.
Участие семьи в коррекции речевого развития ребенка
- Лечение: в первую очередь – это укрепление организма ребенка и его защитных сил. Имеют большое значение правильно организованный режим, полноценное питание, закаливающие процедуры, занятия физкультурой и прочее. - При наличии у ребенка страхов нельзя смеяться над ребенком или путем грубого насилия заставлять его преодолеть страх. Надо вводить пугающий объект в сферу познавательных интересов ребенка. Не рекомендуется на ночь читать страшные сказки, разрешать смотреть телепередачи. Перед сном все резкие раздражители должны быть устранены. - Категорически запрещается запугивать ребенка мифическими героями. - Ребенка нужно последовательно и осторожно знакомить с окружающим миром, постепенно вводить в сферу деятельности новые для него объекты, терпеливо объяснять все то, что ему непонятно. - Ваше любящее сердце – лучший советник в делах воспитания, только прислушайтесь к себе, поставьте себя на место ребенка, научитесь чувствовать, как он, и все у вас получится! - Рекомендуем несколько позитивных установок для вас и вашего ребенка. Простое повторение этой фразы действует естественным образом само собой. Можете шептать эти строки с ребенком, не думая о том, истинно оно или нет. Сила этих утверждений в том, что они действуют, даже если вы в это не очень и верите. - Я уверен в себе, я справлюсь! - Я верю в себя! - Я умею хорошо слушать! - Я с каждым днем лучше говорю! - Я здоров и силен! - Я любим! - Я спокоен! |